Родительские знания

Как ребёнку психологически подготовиться к экзамену

Никогда не надо тратить минуты перед экзаменом на повторение материала. Хотя здесь мне всегда мешает случай, который рассказывала подруга о своей маме. Мама жила возле своего любимого ХАИ, где и училась. Перед самым важным экзаменом  она сидела дома до последнего и ещё перед заходом предпоследней пятерки все ещё учила самый страшный билет. Это была невообразимо сложная теорема с её запутанным доказательством. Пришла на экзамен последней, сразу зашла и вытащила именно эту теорему. Сдала. Получилось, что тратить минуты перед экзаменом на повторение материала было полезным. Но это исключение, просто случай для потомков. 

Повторю главную мысль этого текста. Никогда не надо тратить минуты перед экзаменом на повторение материала. Это мнение профессионалов. Не советуйте ребёнку втискивать максимум знаний в мозги. Это время для другого.

Это время для психологического настроя. Нельзя сейчас сосредотачиваться на материале, который только лишь заставил бы нервничать.  Детям важно наоборот — успокоить свои страхи и усилить свою уверенность в себе. 

Как это можно сделать? 

1. Вспомнить как успешно были сданы предыдущие экзамены. О хороших оценках и знаниях. 
2. Вспомнить и перечислить список сильных сторон.

Итак, снижаем страхи и повышаем уверенность! Это будет ваш идеальный психологический настрой. 

Почему так происходит? 

Страх намного ухудшает показатели сообразительности и умение пользоваться интеллектом. А уверенность, наоборот, повышает.

Далее, что ещё можно предпринять?

Развеять стереотипы. Это все фразы об учёбе, фразы, начинающиеся с всегда, никогда и все негативы связанные с учёбой. На каждый стереотип сформулируйте адекватную фразу. » Мне всегда попадается отвратительные темы» поменять » Это невозможно по теории вероятности».  Не разрешайте ребёнку ругать себя и свои способности. 

Помощь девочкам со стереотипами. Перед математикой пройдитесь танком по социальной установке, что женщинам плохо даётся математика. Это совершенно не правда. Я видела как моя мама обожала этот предмет, решала все задачи разными способами и влюблялся в этот предмет каждого хоть немного заинтересованного. Такой стереотип увеличивает тревожность, которая мешает вспомнить пройденный материал. Стререотип и тревожность отвлекают от заданий и повышают вероятность упустить важное. 

И ещё. Научите ребёнка психологической устойчивости и контролю перед экзаменом. Собраться с мыслями будет полезно. И вот как надо это делать!

Попросите ребёнка выбрать какую-нибудь личную ценность, эта ценность должна быть значимой для ребёнка. Можно подсказать ребёнку эти качества, опираясь на свои наблюдения. Или возьмите распространённые в этом возрасте умение поддерживать отношения с друзьями или помощь другим, заботу об экологии, волонтерство. 

И вот упражнение. Перед самым экзаменом попросите ребёнка написать 2-3 строчки почему ребёнок считает эту ценность важной. Это кране важно для психологического настроя. 

Это самоутверждающая процедура и эти строчки направят фокус внимания на сильные стороны ребёнка и снизит воздействие пугающих факторов. Итак, попробуйте эссе по личным ценностям. Это успокаивает и повышает баллы. 

Теперь пойдём в другую сторону. Это когда ребёнок не собирается вообще вкладывать в себя знания. Важно ему помочь. Если у него есть намерение, желание учить, но он не может себя организовать. Пусть составит себе цели с шагами, например, по 3 темы в день. Не пугайтесь, что цели поставлены, а выполнять их ребёнок не спешит. Просто возьмите и помогите. 
Провалы с реализацией хороших намерений бывают у детей двух видов. 

1. Забыли о своём намерении. Всё из-за того, что не могут подметить моменты в плане дня, где нужно плавно вписать свою цель, например, учить 3 темы в день. 
Подскажите, что можно сделать. Едет в поликлинику на другой конец города. предложите взять с собой учебник. 

2. Детей часто отвлекает от выполнения намеченного рутина мелких дел, гаджеты, сериалы, разговоры по телефону, переписка. Обратите внимание ребёнка на эту проблему. 

Что конкретного предложить ребёнку? 

Постройте вместе с ним план. Регистрируйте определённые сигналы в обстановке, в которой он может продвинуться к цели, предпринимая конкретные шаги.

Пример плана. 

Когда наступит 9 утра и я встану с кровати, то сразу приступлю к первой теме, не дожидаясь завтрака. 

Такие плана очень действенны. Здесь есть конкретная внутренняя последовательность элементов, последовательность всегда побеждает врагов достижения цели.  Не игнорируйте это. выстраивайте подробную цепочку. 

Так у ребёнка установится своеобразная бдительность ко времени или ежедневным обстоятельствам,  в которых может быть выполнено намерение выучить 3 темы в день. Происходит процесс так. Ребёнок вначале готов заметить благоприятный момент, а затем ассоциировать его с желанным поведением. Далее планы в голове ребёнка будет переведены в режим ожидания и мозг просто будет ждать подходящего момента, когда можно будет совершить действие, потому что придут напоминания. 

и уже запросто пойти и поменять планы не получится. Если ребёнок надумает пойти погулять по городу, но взгляд упадёт на учебник и сразу же всплывет цель о трех темах в день. 

И немного про погоду. Хочу обратить внимание, что в солнечные дни  всем и детям тоже мысленно надеваются розовые очки. И всё, жизнь и так прекрасна и готовится не надо к экзаменам. Солнечное настроение питается нашими целями, обратите внимание ребёнка на то, что его намерения могут поменяться, но это просто эффект погоды.Чтобы погода не влияла на настрой учить темы, как только вы заметите, что ребёнок реагирует на неё, то просто поговорите о том, что происходит за окном. Изумительно, но это бывает достаточно, чтобы вернуть ребёнку разум и желание взять учебник. 

Читайте с главной

admin Ольга Соколова
Добрый день! Когда вам станет актуально, воспользуйтесь способами моей помощи: 1. Чтобы знать как вам самостоятельно действовать в вашей конкретной проблеме, я могу провести одну бесплатную консультацию 2. Чтобы я лично довела вас до результата, я провожу 2 месячную программу с еженедельными личными консультациями. Ольга, Ваш детский психолог, упрощаю жизнь родителей
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
wpDiscuz