Анализ фильма «Похороните меня за плинтусом».
Режиссер: С. Снежкин.
Герои фильма: мальчик Саша, 8 лет; его мама Ольга; отчим дядя Толя; дедушка и бабушка Саши, с которыми мальчик проживает постоянно.
Фильмы хорошего качества, например,
«Критиковать без позитивной программы – безнравственно!» — говорит Ольга в середине фильма, показывая этой фразой конфликт желаемого с реальным поведением. Об этом говорит и жалость к пойманной в капкан мыши. В семье, в том числе и у нее, приняты паттерны поведения с психологическим и физическим насилием. Осознавание этого (хоть и частичное) приносит страдание, но экстернализация мешает владению собой, нет понимания, что насилие внутренне одобряется как способ действия. Социальный статус у героев фильма высокий, одобряемый обществом, их психическое насилие терпят, относятся попустительски, физического насилия не видят.
Самым ярким персонажем, причиняющим психическое и физическое насилие, является бабушка Нина. Бабушка в юности подавала надежды великой актрисы, ее восхищались. Вышла замуж за нелюбящего мужа, уехала в другой город, где вынуждена была сидеть дома, обслуживать родных мужа. Данная ситуация фрустрации и депривации вместе с воспитанием по типу кумир (папа бежал по перрону и кричал, что бы его звезда не уезжала) привели к усугублению истероидной акцентуации характера. Далее горевание смерти сына, острые стрессовые ситуации из-за болезни дочери и пренебрежительного отношения мужа приводят к эпизоду маниакально-депрессивного синдрома, усиливают личностные проблемы, закрепляют паттерны психического и физического насилия.
По отношению к мужу применяет психическое насилие: оскорбляет, унижает, угрожает (внутренне оправдание – он заслуживает мести); к дочери: психическое насилие и физическое насилие в детстве (оправдание – не имеет права жить, если любимый сын умер); к зятю: психическое насилие (не подходит по статусу); к внуку: психическое и физическое насилие (Кричу на него, но люблю его очень, чувствами его чувствую. Кричу от страха за него, сама потом себя за это кляну. Если он умрет, то и я умру. ) Созависимое поведение.
Ольга с детства подвергалась психическому и физическому насилию со стороны родителей (мать однажды сломала ногу), воспитывалась по типу отвержение (с подчеркнутой внешней заботой). Даже взрослая дочь вызывает бурю негатива от того, что муж у нее не такой, дубленка потертая и шапка старит. Выросла инфантильной, безвольной, зависимой от оценок. Усвоила паттерны психического и физического насилия. В ссоре кидается на мужа с кулаками, дает ему пощечины. Когда остается с так горячо желанным сыном, то начинает его физически одергивать, окрикивать, осуждать. Насилие применяет к более слабым.

Дед, уважаемый в профессии, и ведет себя там самоуверенно, надменно, лицемерно, проявляет гордыню и пренебрежение к обычным людям, таким же образом в молодости относился и к жене. Из простой семьи, испытание славой имело пагубный характер. Дома боится вспышек гнева жены, подчиняется ей. Инфантильное желание владеть магнитофоном, приводит его в ярость, бьет жену кулаком в лицо, обзывает. Дочь отшвыривает от себя на асфальт, обзывает, унижает, внука обзывает, обвиняет, угрожает физической расправой. Нет увлечений, жизнь скучна, однообразна, нет радости ни от профессионального, ни от личного.

Мальчик Саша растет болезненным, ранимым, боязливым, сверхвпечатлительным, вспыльчивым. Усвоил поведение насилия, обзывает бабушку и деда, накидывается с кулаками на них.

В целом, фильм, при повторном просмотре, произвел менее удручающее впечатление. Ракурс поменялся с «как ужасен мир» на «просто у людей есть проблема, с которой можно хоть и сложно справиться», а поменялся, потому что я увидела универсальный механизм возникновения, проявления и конкретной работы с насилием.
Хотя… вспомнила сейчас конкретный случай и поняла, что проблему экстернализации там не решить, а на счет «тотального внутреннего доверия к жизни» нечего и говорить

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Работа с подростками, жертвами попыток изнасилования Выстраивая работу жертвами насилия и попытками изнасилования, необходимо понимать, что нужна немедленная психологическая помощь, а...
  2. Можно ли бить детей? Можно ли бить детей? Ответ: нельзя бить детей! Всё, точка? Пока многоточие… Потому что обычно...
  3. Физическое насилие над детьми Физическое насилие над детьми — любое неслучайное нанесение повреждений ребёнку....
  4. Выявление жестокого обращения с детьми Формы проявления жестокого обращения с детьми и пренебрежение их основными потребностями могут быть разнообразны....
  5. Виды насилия над детьми Прежде чем рассказывать про виды насилия над детьми, определимся с самим термином «насилие над детьми»....