Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

СОГЛАСОВАНО
Начальник ОСЗН
Администрации
« » 2014 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор
« » 2014 года

Программа
«Обсуждение кинофильмов как метод работы с несовершеннолетними в целях профилактики рискованного поведения
На лекцию или в кино?- В кинолекторий!»

Целевая аудитория:
подростки в возрасте от 13 до 18 .
Срок реализации программы: 3 месяца

Составители:
О.А. Соколова

Санкт-Петербург
2014

Содержание:
1Пояснительная записка……………………………………………..3
2 Тематический план…………………………………………………8
3 Приложения…………………………………………………………9
4 Список источников………………………………………………..49

Цель
Целью программы является первичная профилактика саморазрушительных форм поведения среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1) формирование представлений об этических ценностях и мировоззренческих позициях;
2) создание условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения;
3) способствование осознаванию форм собственного поведения, демонстрация связи между неэффективными стратегиями разрешения проблем и неумением получать радость от жизни без рискованного поведения.
Целевая аудитория

Подростки
Возраст 13 лет — 18 лет;
Первичная профилактика рискованного поведения

Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 3 месяца обучения и состоит из 12 занятий, которые проводятся с периодичностью один раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа.
Основной этап программы – формирование представлений о ценностях, ценностное сознание связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который облегчается, если человек утвержден в предпочтении определённых ценностей.
Формы организации просветительного процесса: информирование, метафора, изменение шаблонов мышления и ложных установок, установление при анализе ситуации логических взаимосвязей между событиями, самораскрытие, эмоциональная вовлеченность, помощь в отреагировании эмоций, ролевое проигрывание, групповая дискуссия, анализ ситуаций из жизни киногероев, постановка жизненных целей и поиск путей их реализации, наполнение смыслом обыденных жизненных событий.
Дидактические материалы
Кинофильмы, альбомы для рисования, ватман, фломастеры, карандаши, иллюстрированные журналы, цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, клей.
Оценка эффективности программы:
-сравнение этических представлений, демонстрируемых подростками после прохождения программы, с исходным уровнем;
-сравнение уровня информированности подростков по ценностным ориентирам до и после участия в программе.

Психолого – педагогический аспект аудитории:
Для успешного осуществления программы необходимо вовлечь в работу не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего –представителей администрации, педагогов и родителей.
Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности подростков в работе, следует стремиться достичь мотивационной готовности путем постоянного обращения к личному опыту подростков и демонстрации личностной значимости получаемой ими информации.
Изучаемый материал эффективнее ассимилируется подростками в том случае, если основные выводы формулируются ими самостоятельно, а не преподносятся в готовом виде со стороны.
При выборе форм и методов работы учитывается, что для подростков деятельностные формы работы более эффективны, чем разговорные.
Занятия по предлагаемым темам на первых этапах строятся с применением полупроективных техник, которые позволяют подросткам говорить о существовании обсуждаемой проблемы у людей вообще. Такой подход частично помогает преодолеть сложности, связанные с нежеланием обсуждать темы, которые являются для подростков личностно значимыми, поскольку демонстрируют ему неоригинальность его трудностей.

Тематический план
№ п/п Название темы

Время, в ак.ч.
1 «Взросление
с ходячим замком».
Просмотр фрагментов и
обсуждение экранизации книги
Д. Уинн Джонс «Ходячий замок».
2
2 Обретение уверенности
в себе с кинофильмом «Жизнь Пи» 2
3 «Как живется Форесту Гампу?»
Просмотр и обсуждение
кинофильма «Форест Гамп» 2
4 Давайте устроим римские каникулы! Просмотр и обсуждение фильма «Римские каникулы» 2
5 «Если бы стены могли говорить»…
Просмотр кинофильма 2
6 «Если бы стены могли говорить»…
Обсуждение кинофильма 2
7 Просмотр и обсуждение кинофильма
Л. Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный». 2
8 «Попробуем понять сложное».
Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма
А. Тарковского «Андрей Рублев» 2
9 Просмотр и обсуждение фильма
Н.Михалкова
«Несколько дней из жизни И.И. Облома» 2
10 Обретаем жизненные ценности с фильмом
Ф. Цинерман «Человек на все времена». 2
11 Смотрим и обсуждаем «Золотой теленок» 2
12 Итоговое занятие
«Что мне понравилось больше всего» 2

Приложение
Пример конспекта занятий
Занятие №1
Тема:
«Взросление с ходячим замком».
Просмотр фрагментов и обсуждение аниме экранизации книги
Д. Уинн Джонс «Ходячий замок», режиссер Хайяо Миядзаки.
Цель: знакомство с группой, демонстрация модели поведения на занятиях; свободный обмен мнениями по вопросам, затрагиваемым фильмом, способствование умению выражать свои мысли, слушать других и уважать чужое мнение.
1.Начало работы
Работа начинается с представления ведущего. Ведущий рассказывает о себе, о своих профессиональных интересах и взглядах, о первом впечатлении о группе, говорит в общих чертах говорит о целях и форме организаций. Затем следует представление участников группы.
Упражнение «Интервью»
Цель: Знакомство, погружение в атмосферу тренинга.
Описание: Группа делиться на пары. В паре участники по очереди становятся на три минуты журналистом и звездой. Журналист готовит краткий рассказ о звезде на основе экспресс интервью, в ходе которого звезда рассказывает о том, что готова сообщить о себе группе. По окончании работы журналисты представляют звезд в общем кругу.
2. Мини-лекция о кинофильме. «Вашему вниманию мы сегодня представим красочный, интересный и многогранный фильм. В нем каждый найдет для себя что-то свое: для кого – то это будет динамичный сюжет, для кого-то простор для размышлений. Так как мы сегодня с вами посмотрим только отрывки из фильма, то считаю необходимым немного рассказать о сюжете.
Скромная шляпница Софи становится жертвой чар ведьмы Пустоши. Ведьма отнимает у девушки молодость и превращает Софи в дряхлую старушку и теперь бедняжке ничего не остается, кроме как искать средства вернуть себе юность. Софи покидает дом и отправляется на поиски Ведьмы, по пути она встречает много персонажей, с которыми мы сейчас с вами познакомимся.
3. Показ отрывка №1. Знакомство с персонажами: кто есть, кто и что из себя представляет. Главная героиня покидает отчий дом и отправляется в дальние страны.
Цель: способствовать осознаванию метафоры фильма: что даст лично каждому потеря привычной опоры в жизни в виде родительской семьи.
Вопросы для обсуждения фрагмента:
1. Поделитесь своим пониманием увиденного.
2. Когда подросток теряет привычную опору в жизни — в виде родительской семьи – является ли это дорогой к настоящему пониманию себя?

4.Показ отрывка №2. Я умею взрослеть.
Цель: способствовать осознаванию неизбежности и необходимости прохождения этапов взросления и преодолении подросткового кризиса.
Вопросы для обсуждения фрагмента:

1.Поделитесь своим пониманием увиденного.
2. Как показан в фильме этап взросления главной героини.
3. Какие кадры в фильме показывают умение преодолевать подростковый кризис.

5. Показ отрывка №3. Моё отношение к старшим.
Цель: показать приемлемое социально одобряемое отношение к старшим в разговоре, воспринимаемом подростками как безопасное общение
Вопросы для обсуждения фрагмента:
1.Поделитесь своим пониманием увиденного.
2. Как показано в фильме отношение со старшими?
6. Завершение занятия.
Цель: подведение итогов занятия
Описание: группа высказывается на тему:
Что нового произошло за время занятия?
Что удивило, оказалось неожиданным?
Основываясь на увиденном, можно ли сказать, что путешествие героини в дальние страны, становится переносным смыслом путешествия к себе?
7. Домашнее задание.
Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Описание: Участникам группы предлагается посмотреть фильм полностью и написать краткое эссе на тему «Путешествие в дальние страны – путешествие к себе».

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Программа по детско-родительским взаимоотношениям Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение СОГЛАСОВАНО Начальник ОСЗН Администрации УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБУ 2014 года...
  2. Дети со сверхвосприимчивой нервной системой Большое количество раздражителей, внезапные перемены, душевные страдания других людей — все это является для них...
  3. Проблемы в поведении в школе во время уроков Вопрос от Светланы: У меня вопрос о 12-летнем сыне. Проблемы в поведении в школе во...
  4. Плохое поведение на уроках У меня вопрос о 12-летнем сыне. Проблемы в поведении в школе во время уроков. По...
  5. Устанавливайте ребёнку правила и ограничения Правила и ограничения нужны для формирования личности ребенка. Вопреки распространенному заблуждению, ребенка, не знающего запретов,...