Как происходит формирование тревожного базового отношения к миру? Через тревожную эмоциональную связь с родителями. Дети, у которых формируется система тревожных эмоциональных связей, в момент расставания с мамой или в состоянии сильного испуга, когда потребность в эмоциональной поддержке резко возрастает и активизируется система привязанности бурно и продолжительно выражают свои чувства. Они неистово кричат и протестуют, зовут маму и никто не сомневается в том, что ребёнок испытывает сильный стресс.
Даже в самых обычных повседневных ситуациях эти дети ведут себя так, что мамы не могут спокойно уйти на кухню, ребёнок их тут же остановит слезами, а часто и сильным плачем. Как распознать, что ребёнок тревожный? Ведь и в норме малыши не хотят отпускать родителей, но различия огромны. Например, мама приходит и старается успокоить. Ребёнок с хорошей эмоциональной связью быстро успокоится, ребёнок с тревожной эмоциональной связью с родителями будет всё равно плакать и с мамой также.
с одной стороны тревожные дети выражают потребность в присутствии мамы, а с другой отрицают саму возможность, что мам утешит, сможет утешить. Ожидания у ребёнка такого будут противоречивыми и на успокоение может уйти больше 15 минут, а мама могла отсутствовать пару минут… Всё время утешения ребёнок пытается прижаться к маме, цепляется за неё и вместе с этим пытается выскользнуть и вырваться из её рук. Бывает, что в момент, когда ребёнок ищет близости и сочувствия, мама привлекает его к себе, стараясь утешить, а он в ответ отталкивает ее или отдаляется, нередко проявляя агрессию, в таких ситуациях мама, чувствует себя крайне неуверенно.
Родители детей с тревожным, противоречивым типом привязанности сами были связаны со своими родителями аналогичными по характеру эмоциональными узами. Они не раз испытывали на себе, что обратившись к маме в сложной для них ситуации, можно встретить как понимание и сочувствие так и резкий, холодный отпор, безразличие и неприятие.
Самое главное, они никогда не знали заранее, когда и как родители отреагируют. Теперь эта модель поведения передалась поколению: мама берёт на руки и утешает испуганного ребёнка, который сильно плачет. Мама утешает ребёнка, даёт ему понять, что теперь всё будет хорошо и в качестве параллельного сообщения все более сердито повторяет, что мол хватит уже орать, перестань, прекрати, ну сколько можно. А затем снова переходит к утешению. Ребёнок запутывается и не понимает на что ему ориентироваться. Когда мама успокаивает его внутреннее равновесие восстанавливается и он перестаёт остро нуждаться в эмоциональной поддержке с ее стороны, но когда мама на том же дыхании в качестве ответа на просьбу о помощи, вдруг начинает злиться и раздражаться, ребёнок снова пугается и потребность в сопереживании снова возрастает.
Отправить вопрос