Статьи

Привязанность как инструмент развития человека

Не ограничивайте своё представление о привязанности только связью между матерью и младенцем или 15 минутным роликом про стиль привязанности. 
Теория привязанности это основное мое направление в профессиональной деятельности. Семейная психология, которая использует теорию привязанности дает самые лучшие результаты. 
Привязанность — это универсальное фундаментальное взаимодействие. Привязанность полностью объясняет природу человека и если вам интересно знать самую подробную теорию развития человеческой психики, то лучше всего вам объяснит это современная теория привязанности.
Природа человека всю жизнь от рождения до конца жизни призывает к поиску близких отношений с другими, это является системным фактором развития.
Масштаб теории  привязанности включает широту знаний из всех наук объясняющих мироустройство. Если выйти за рамки психологии, то привязанность  разными словами в каждой науке будет обозначать одно и тоже. 

Примеры понятия привязанности в других науках

  1. Гравита́ция как притяже́ниевсеми́рное тяготе́ние — универсальное фундаментальное взаимодействие между материальными телами.
Гравитация играет крайне важную роль в структуре и эволюции Вселенной (устанавливая связь между плотностью Вселенной и скоростью её расширения как привязанность устанавливает связь со значимым человеком) 
 
2. В физике элементарных частиц, например, возьмем кварк, так вот кварк демонстрирует удивительное свойство привязанности: они не наблюдаются в свободном состоянии, но входят в состав составных частиц андрона, объединяясь в протоны и нейтроны. Кварки обладают светом и когда они теряют связь, то перестают светить и пропадают, их без связи не существует, они перестают быть кварками. И человек без глубокого развития привязанности перестает быть человеком с потенциалом, остается на ступени выживания, а если даже примитивно не удовлетворяется привязанность, то не выживает. Много примеров из домов малютки после мировой войны, где было тепло, еда, стерильность, но не было отношений.   Одиночный  кварк не может отделиться от других кварков и кварки не могут наблюдаться в отдельном виде. Несколько Нобелевских премий было присуждено за исследование привязанности между частицами. 
 
3. Валентность это про привязанность в химии. Валентность или сила связи — способность атомов образовывать определенное количество химических связей, которые образует атом.
 
4. Магнети́зм — форма взаимодействия движущихся электрических зарядов, осуществляемая на расстоянии посредством магнитного поля.
 
5. Окситоцин гормон привязанности.  Исследования доказали связь окситоцина в человеческих отношениях, повышении доверия и уменьшения страха. Это гормон привязанности и заботы. Окситоцин включает привязанность в паре, сексуализация привязанности происходит после секса. И если даже секс был не продиктован чувствами и отношениями, то вскоре гормон привязанности окситоцин сделает это за вас.  Вы вдруг обнаружите, что есть привязанность с партнером и хочется отношений. 
 
Получается, что одно и то же явление исследовалось на протяжении веков под разными названиями и этот феномен захватывает  все области знаний. Универсальные законы природы показывают, что в мироздании многое строится на энергии контакта и близости. 
 

Кто отец теории привязанности

Считают, что Боулби отец теории привязанности. На самом деле тут и придумывать ничего не пришлось, привязанность в природе человека и каждый человек  ощущает как ему жизненно необходим контакт и близость. 

Сущность привязанности в научной среде определяют как стремление к установлению и поддержанию контакта и близости и отношение к близости. Чтобы действовать привязанность создает совокупность эмоций, импульсов, инстинктивных реакций. Человек всегда движим этим набором и к сожалению  часто это набор ограничен и определен спецификой психологических травм. 

Привязанность вплетена в картину развития человека и служит раскрытию личностного потенциала. 
Привязанность между людьми это часть общего мироустройства и более явления: силы тяготения к близости. В физике это будет притяжение элементарных частиц, атомов, молекул, материи, солнечной системы, галактик, вселенной. И благодаря притяжению всё это существует. Всё это необъяснимо и непонятно без понимания притяжения. Так и с человеком, без понимания феномена привязанности невозможно объяснить природу человека, суть человека. Если мы не видим человека через призму привязанности, через призму наиболее важной и глобальной движимой человеком силы, силы буквально пропитывающей всю вселенную, действующей на все начиная от самой элементарной частицы до существования галактик. 

Если мы не видим человека существом подверженным привязанности  мы будем оставаться в неведении о том что и почему происходит с отдельным человеком, в паре, а отношениях с ребенком, с родными и другими людьми. Как только мы видим эти силы притяжения, то всё становится на свои места и нам открываются тайны человеческой психики так же как и тайны мироздания, когда речь идет о строении вселенной.
 
Посмотрите, в химии, всё что мы знаем о валентности химических соединений, элементах — всё связанно с привязанностью их к друг другу. Нейроны привязаны к друг другу через аксоны и дендриты. Если у нейрона нет привязанности, то аксоны и дендриты на мрт мозга буквально скукоживаются  и прячутся друг от друга, нет связи и нет жизни.  В биологии строение клетки это связь между частями целого, часть отделяется от целого, а затем слияние. Жизнь возникает из связи, из стремления к близости.
 
Посмотрите в зоологии. У животных также сильный инстинкт привязанности, сложно заботиться о животном, у которого к нам нет привязанности. Мы это все понимаем. Удивительно, что не понимаем детей. Ведь у детей также развитие идет только через привязанность. А значит и обучение и поведение и эмоции и взросление психики  — все через развитие на основе привязанности. 
 

Чем страшно отсутствие привязанности

 Когда взрослым начинает казаться, что законы привязанности для ребенка не важны, то приходится сталкиваться с проблемами.

А дети просто не  должны слушаться и обучаться у любого взрослого, который вдруг появится в поле зрения. Дети очень нуждаются в родителях, и когда родители пренебрегают пониманием глубокой природы привязанности, то они перестают понимать детей, делают бесконечные ошибки. 

 Если привязанность наша жизненно важная потребность, то страшно представить, что будет обозначать для человека ее отсутствие. Страшно и для мозга, поэтому  срабатывают защиты психики. И эта волна защит может быть очень мощной, ведь столкновение с проблемами в привязанности невыносимо.
 
 Эти защиты возникают, чтобы сохранить способность к базовому функционированию организма. 

Эти защиты будут мешать развитию ребенка, эти защиты станут основным источником неудовлетворенности в жизни. Эти защиты затем будет снимать ваш психотерапевт. 

Проблемы психики без привязанности в вынужденных защитах

Первая защита — это бегство от уязвимости. Ребенок с такой защитой не выглядит расстроенным, выполняет указания в саду или школе. Но внутри у него все равно будет высокий уровень тревожности, проблемы с вниманием, высоким уровнем фрустрации, агрессия. И взрослым будет казаться, что это все отдельные виды проблем. Начинаются диагнозы, синдромы и опять все отдельно, по разным врачам и специалистам. Нам нужно понять, что все эти проблемы с одним корнем. Бегство от уязвимости сохраняет возможность базового функционирования, но оставляет нас в постоянной тревоге и фрустрации, а самое главное мешает отношениям с близкими. Природная энергия стремления к близости начинает работать с изменениями, т.к. постоянно активны эмоции, которые призваны поменять существующее положение дел в близости, любви,  принятия недостаточно и есть постоянная угроза выживания. И тогда поведение ребенка меняется: он постоянно пристает и цепляется, со всеми обнимается, жаждет оценок, побед, статуса, одобрения, смеху, счастливому лицу от всех. Может привести к нездоровому коллекционированию и накопительству, может быть уход в иллюзии, имитации, приспосабливание. Когда мы видим ребенка озабоченного только близостью, который буквально охотится за контактом и не отпускает, то мы можем сказать, ч то слишком привязан, но на самом деле он слабо привязан, его возможности напитать привязанности никак не удовлетворяются.
И в этом случае надо давать больше контакта, удовлетворять потребность, а не раздражаться и отталкивать. Давать больше близости важно, нельзя лишать дорого для ребенка, забирать вещи, не говорить, что будешь так себя вести не буду любить, не пойдем в кино,  нельзя не обращать внимание, если ребёнок хочет внимания, надо дать внимание, не надо, чтобы он поделился своими игрушками, не заставлять отдавать что ему дорого, не надо награждать похвалой.
 
Вторая защита, это защитная перепривязанностью, когда ребенку невыносимо больно, что он не может достучаться до родителей и хотя бы выпросить у них жизненно важную связь, то ребенок перепривязывается на что-то или кого-то. Тут можно наблюдать привязанность к сверстникам, привязанность домашним животным, больше привязанности к предметам, к одежде, вещам, распорядку, коллекциям, привязанность к спортивной команде, группам, школе. Но только не к родителям.
Третий способ психологической защиты — это увеличение фрустрации. Нарушенная близость это основной источник фрустрации. Мы не можем сделать так, чтобы всегда была близость в контакте с другими, чтобы нас не отвергали, не отталкивали, постоянно глаза загорались любовью, мы не можем кому то дать приглашение существовать в нашей жизни и вот эти все столкновения с разделением наша самая большая тщетность.  Когда разделения слишком много, оно невыносимо и мозг защищает нас от уязвимых эмоций. Пропадают слёзы грусти как единственный мирный выход агрессии и приходится ребенку выражать фрустрацию агрессией, а тут мы начинаем давить на него и говорить, что агрессией ничего не добиться.
 
Четвертый способ защит, это тревога.
 Это целая система тревоги в организме человека. Здесь несколько слоев.  На поверхности простое понимание того что мне тревожно, чуть ниже чувство небезопасности, глубже идут импульсы и делают поведение острожным, и далее менее осознаваемые слои физиология, т.е симпатическая нервная система, нейротрансмиттеры, нейрофизиология, реакция тела и  химия тревоги состоит из гормонов, эндорфин, норадреналин, кортизол. И вот если в эти слои тревоги добавить проблему постоянно возбужденного природного комплекса невозможности достучаться до напитывания привязанности, то вот что выйдет с тревогой, т.е. что происходит с тревогой, когда включается психическая защита бегство от уязвимости. У человека отключаются доступ к пониманию, что же не так, мы перестаем чувствовать, что нам небезопасно, мы перестаем действовать осторожно,  и мы вообще не чувствуем тревогу. И это ведет к проблемам, нам надо чувствовать тревогу и это правильно чувствовать ее в тревожных ситуациях, тревога помогает избегать неприятности, вести себя осторожней, когда мы понимаем смысл тревоги, нам становится очевидным, что влиять на поведение ребенка можно только если его система оповещения о тревоге работает исправно. Ребенок чувствующий тревогу осторожен, внимателен, аккуратный, с таким ребенком нет проблем, мы можем легко его остановить, он нас слушает. Если система оповещения о тревоге ломается из-за необходимости включить защиты, то
ребенок начинает не понимать что не так и почему ему плохо внутри. Мозг от истинной причины: проблемы с отношениями с родителями, такой как ты есть ты им не нужен и не выживешь — прячет, не разрешает туда посмотреть. И мозг начинает придумывать причины: монстры под кроватью, некое когнитивное заполнение происходит, в том что я так себя чувствую виноваты мои страхи, высоты, глубины, пауков и тап, могз назначает ответственным все что угодно но только не правду.
И вот эти проблемы с тревогой ведут к тревожности, мозг постоянно придумывает причины по которым якобы тревожится. Заставляет быть осмотрительными и опасаться без причины. Психика не чувствует себя в безопасности.
 
Более глубокая проблема с тревогой, это когда ребенок перестает чувствовать, не чувствует страх, мозг защищает от тревожащих чувств, если тревоги становится еще больше,
ребенок больше не чувствует страха, тревоги, не говорит, что он боится, но поведение показывает что он тревожен импульсивен, нервный, дерганный, сканирующий взгляд, постоянно отвлекается, не может ни на чем сосредоточиться, возбужденный, плохо спит, проблемы с едой. Присутствует химия и физиология тревоги, гормоны выделяются, симпатическая нервная система находится в постоянном возбуждении, тело ведет себя так как ведет при эмоции тревоги, но чувство тревоги нет. Импульсы быть осторожным отсутствуют. Мы видим перед собой ребенка, который беспечен не осторожен, нарывается на неприятности либо лезет наражен
не видит надвигающихся бед, очень часто таким детям ставят диагноз СДВГ, и такое состояние характерно все большему и большему количеству детей. Если вы видите проблемы дефицита внимания
у ребенка, который не чувствует тревоги, никогда не говорит мне страшно и при этом ведет себя возбужденно как будто что то его тревожит, это будет говорить о том, что ребенок сталкивается с невыносимым отсутствием привязанности от значимых взрослых. И самая глубокая защита возникает на уровне уже химии тревоги, когда изменения настолько сильны, что мозг защищает от  всего и остается только адреналин и гормоны. Защиты могут вмешиваться в работу в работу возбуждения центральной нервной системы и вместо ощущения нервозности, лихорадочности, судорожности, дерганности, будет жуткое спокойствие.
 
И ощущение адреналина становится притягательным, выброс адреналина непритягательный если есть сопутствие нервной системы и человека трясет и тп. Если мы порезались, то нам должно быть не весело, а страшно. А просто чистый выплеск адреналина будет привлекательным и давать ощущение непобедимости, бессмертности, неуязвимости, и тогда детей и людей тянет на совершение действий, которые должны бы бы ли отталкивать, они ходят по карнизам, катаются на американских горках, совершают опасные действия снова и снова лишь бы получить адреналиновый приход. тянет вести себя очень опасно потому что у них развивается зависимость от ощущения адреналина. Это объясняет растущую популярность видов экстремального проведения времени. И сюда же проблемы катинга, когда человек режет или поджигает кожу себе, то это включает оповещение о тревоге в организме, а раз от всего стоят защиты, то остается только желаемое ощущение адреналина.
Проблемы с тревогой базируются на 3 состояниях от легкого до тяжелого. Повышенная тревожность, повышенная возбудимость, адреналиновая зависимость. Повышенная тревожность. Отсутствие чувства безопасности, поведение направленное на снижение ощущения беспокойства, фобии, кошмары, навязчивые состояние, компульсивное поведение, панические атаки. Повышенная возбудимость. Не говорит о том, что испуган, не говорит что переживает или нервничает, неспособен расслабиться, беспокойность, неосторожность, неспособен избегать неприятности, не осторожность, не видит проблемы, импульсивный, рассеянное внимание. Адреналиновая зависимость отсутствие чувства тревоги, невозмутим там, где другие были бы возбуждены, притягивает то, что должно тревожить, часто не чувствует рамок привязанности, ведет себя опасным способом. И если вы чувствуете тревогу, то все не так уже и плохо с вашей тревожностью.
 
Пятый вид защиты психики из-за отсутствия привязанности — быть главней родителя. Командовать
 
Человеку нуждаться в другом это очень уязвимые вещи и может привести к очень болезненному опыту. Поэтому неудивительно что когда ребенок сталкивается с невыносимым к себе отношением с невыносимым разделением, это побуждает в нем альфа инстинкты и инстинкты доминировать.  Бегство от уязвимости помогает ребенку функционировать в ранящей среде, но это ведет к ещё большему количеству душевных ран и потребуется все более глубокие защиты от уязвимости и этот цикл очень сложно разорвать, Ребенок попадает в токсичную среду, теряет возможность восстанавливаться, не хватает времени прийти в себя и постепенно он утрачивает способность чувствовать уязвимые эмоции и далее это влечет за собой все более и более тяжелые последствия но заметно это становится не сразу. и мы уже не связываем проблемы в школе от нежелания выпускать телефон, не связываем жесткое воспитание ультиматумы и манипуляции с и отсутствие любознательности инициативы желания жить, не связываем отсутствие слёз и агрессивное поведение. Избыточное общение со сверстниками кода на горизонте отсутствует взрослый мешает, дети не могут научиться играть с друг другом.
 
 

Как узнать, что проблемы с работой законов привязанности

Давайте посмотрим на признаки того, что ребенок сталкивается с проблемами в привязанности. Есть ли у ребенка усиленное стремление к контакту: одержим, тем, что бы всех рассмешить, постоянно имитировать манеры и разговоры крутых. Проблемы с тревогой: не говорит о тревожных чувствах, постоянно возбужден, не видит надвигающихся проблем. Проблемы с фрустрацией: постоянно атакует себя, повторяет, убьет себя и что он тупой. Бегство от уязвимости: постоянно говорит мне все равно, не переходит от злости к скорбь, не говорит о чувствах, которые пугают, всегда всего недостаточно. Защитная перепривязанности: больше привязан к вещам или сверстникам чем к  взрослым. Защитное доминирование: застрял в сильных альфа инстинктах, деспотичный, властный, распоряжающийся, требующий, должен все контролировать. Важно двигаться к уменьшению разделения и поиску контакта и чтобы все с глубокой природной привязанностью было хорошо.

 

Привязанность к родным местам напитывает нас годами. На фото родительский дом и цветок каштана. Тут работают даже воспоминания. Мозг вспоминает восхитительное ощущение принятия, безопасности и отдыха от работы над отношениями. Настоящая точка покоя.

Читайте с главной

admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш семейный психолог, Я помогаю получить важные знания и внедрить в опыт, чтобы с ребёнком было легко, с мужем тепло. Родители мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и моя работа помощью не заканчивается. Всегда до результата.
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
Sort by:   newest | oldest
Вера
Гость
Всем здраствуйте! Сил больше нет терпеть, нервы на пределе.познакомились с мужем два года назад, мне 31 ему 33.У меня доча от первого брака. Своего жилья нет у обоих. Закружило голову, страсть, влюблённость всё такое, начали встречаться. доча моя живёт с моей мамой в пригороде, его мама вдова майора милиции. У Артёма (теперь моего мужа) есть родной брат, с которым мы не знакомы до сих пор лично, ну так пару раз видела его…он не работает но живёт со своей женой и дочерью в ещё одной квартире мамы. т.е. у мамы две квартиры, обе на ней. у мамы трешка, а братец безработный(не… Read more »
zeynep
Гость
До бывшего мужа,у меня были первые серьёзные отношения.Может быть они повлияли так на мою психику…(Мы познакомились с моим бывшим парнем когда мне было 21.Мы встречались два года.Это были первые серьёзные отношения в моей жизни.Я знаю что наделала кучу ошибок,в ходе отношений.Сказалось отсутствие опыта,а также куча комплексов и неуверенности родом из детства.Я была как слепая,я прощала ему все.Я растворилась в его жизни.Все были против наших отношений,но я никого не слушала.Я узнала что он любит пить,что он бабник.Но я все равно была как одержима им.За эти два года мы сколько раз с ним расставались,и инициатором расставания был он.Он сам не знал чего… Read more »
ирина
Гость

Здравствуйте!Помогите пожалуйста нам всем разобраться в нашей проблеме.начну с начала для полного понятия !далее здесь https://trudno-deti.ru/chto-delat-s-roditelyami/syn-podrostok-xochet-moego-razvoda/ Ирина, здравствуйте! также и ответы смотрите по ссылке.

Алена
Гость

Первоклассница делится с мамой своими бедами: «Мне в садике было лучше, чем сейчас. Я стараюсь, а учительница дает мне все
синие кружочки. Моя подружка получает желтые и красные кружочки и надо мной смеется. Разве это хорошая подружка? Мам, не
нравится мне в школе…»
Чем можно объяснить потерю интереса к учению у девочки?

Елена
Гость

Потерю интереса к учению можно объяснить недостатком позитивного подкрепления, похвалы, одобрения, которое необходимо, чтобы установилась связь — «деятельность-удовольствие». У первоклассника формируется внутренняя позиция школьника — мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учёбу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В том случае, когда ребенок не получает поддержки и одобрения в новой для него учебной деятельности, он испытывает эмоциональный дискомфорт, что приводит к формированию страха школы, трудностям адаптации, снижению самооценки и интереса к учебной деятельности.

Анна
Гость
Добрый день . Были вместе с молодым человеком , полтора года.Все было хорошо , но начались какие то небольшие трудности , которые загнали мои чувства в тупик . Из-за этого я решила с ним расстаться, сказав что больше не люблю . Он не давал прохода почти месяц , пытался вернуть .Но на все это я ему говорила , что нет смысла быть вместе ,так как чувств нет .Иногла гуляла с знакомым и мой бывший это знал .Прошло ещё 2 недели и я поняла что я очень его люблю , что нужно было время что бы это понять . Хотела бы… Read more »
Светлана
Гость

Здравствуйте! Я мама подростка 15 лет. Из за прыщей отказывается ходить в школу, у меня опустились руки, я не знаю что делать, как с ним разговаривать??? ПОМОГИТЕ!!!!

Александр
Гость

добрый вечер. мы прожили 3 года поругались и не общались 2 мес и вот сошлись назад как любовники. видимся только ночью а днем сами посибе. вроди обоих устраивает. что делать и как быть? к чему это приведет? и вобще стоило это делать?

Наргиза
Гость

СИТУАЦИЯ 2.
Первоклассница делится с мамой своими бедами: «Мне в садике было лучше, чем сейчас. Я стараюсь, а учительница дает мне все
синие кружочки. Моя подружка получает желтые и красные кружочки и надо мной смеется. Разве это хорошая подружка? Мам, не
нравится мне в школе…»
Чем можно объяснить потерю интереса к учению у девочки?
Какие ошибки допускает педагог?

Светлана
Гость
Здравствуйте! Мой мужчина предложил расстаться. Причиной расставания по его мнению служит то, что он плохой человек, ничего не может, я с ним пропаду, ничего хорошего в будущем не будет. Надо сказать, что эту причину он же и называл и при прошлых уходах. Он уже уходил 3 раза, в прошлый раз даже случился официальный развод. Сейчас мы даже не успели официально опять расписаться, неделя осталась до росписи, а он опять расстаться хочет. Говорит, что хочет остаться друзьями, хочет помочь мне с нашим общим кредитом, найти мне для съема квартиру, помочь переехать, если получиться на пару месяцев оплатить. Я пыталась более точно… Read more »
wpDiscuz