С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей (подростков, взрослых), помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоцио-нального комфорта. Например, для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребенка с инте-рактивной средой темной сенсорной комнаты стимулируют развитие у него вербальной коммуникации. Для детей с астениче-скими проявлениями, то есть с пониженной психической актив-ностью, занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность.

Учитывая значительную интенсивность воздействия инте-рактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотера-певтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается. Имейте ввиду, что дети могут брать в сенсорную комнату свои любимые игрушки.
В данном пособии названы лишь некоторые категории детей (подростков, взрослых), на занятиях с которыми рекомендуется не использовать определенные виды интерактивного оборудования или дозировать их применение. Необходимость дальнейшего целенаправленного изучения воздействия ряда приборов на со-стояние людей при определенных заболеваниях очевидна, но это перспектива экспериментальных исследований в области меди-цины и психологии. Наши рекомендации основываются на прак-тическом опыте работы и современных представлениях о течении ряда болезней, таких как эпилепсия, гидроцефалия, детский це-ребральный паралич, болезни центральной нервной системы.

Как мы уже отмечали, на занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей (подростков или взрослых) с каждым прибором, научить концентрировать не нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т. п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эф-фекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать соче-тание включаемых приборов, направленных на развитие или кор-рекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопрово-ждаться спокойной мелодией, в то время как проекторы «Мерку-рий» и «Жар-птица» одновременно включаться не должны, по-скольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Для проведения занятий с различными категориями детей, подростков и взрослых в темной сенсорной комнате с использо-ванием интерактивного оборудования необходимо получить ре-комендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двига-тельной патологией, а также придерживаться наших рекоменда-ций.

Во-первых, опытным путем следует определить те стимуля-торы, которые вызывают наибольшее утомление, определить максимальную степень использования и вводить их в занятие в последнюю очередь.
Во-вторых, особого внимания требуют зрительные раздражи-тели, так как активное их использование может вызвать двига-тельную расторможенность и агрессивность, особенно у детей и подростков.

Читайте с главной