«Мира – девочка восьми лет, сестра одиннадцатилетнего Максима. Отец – частный предприниматель, а мама культмассовый работник. Её расписание постоянно изменяется.
У родителей сложности с Мирой, они говорят, что она создаёт напряжение во всей семье. Они считают, что она обижает их словами и физически, говорит грубые и ранящие слова, особенно брату и маме. Она добра и ласкова только к своей собаке, которая постоянно с ней.
Мама описывает Миру как беспокойную и возбуждённую, она перфекционист и ей довольно важно соблюдать порядок вещей. Если этому навязчивому поведению помешать, она очень злится. Они считают, что методы дисциплины с ней просто не работают. Если попытаться призвать её к ответственности за свои поступки, она скажет «Мне всё равно» и ни за что не извинится. Выяснилось, что она грызёт ногти, скрипит зубами и не может ходить по дому одна.
У неё множество страхов, особенно перед сном и уснуть ей очень сложно. Она никак не может улечься и ни за что не даст маме уложить её в постель. В школе она образцовый ученик с отличным поведением. В школе она старается быть лучшей. Друзьями она командует и старается всё сделать так, как она хочет. С родителями она крайне требовательна и просто не признаёт отказов. Мама считает, что Мира не очень любвеобильная девочка, она не помнит, чтобы Мира когда-то признавалась ей в любви или говорила, что скучает по ней. Она часто отвергает попытки мамы сблизиться с ней, например, вытирает её поцелуи. Когда она выражает свою любовь, матери кажется, что это притворно или наигранно.
Семья не может вспомнить, когда Мира плакала в последний раз, вероятно, несколько лет назад. Она нечасто признаёт свои страхи и неуверенность, редко говорит о том, что её беспокоит. Они никогда не слышали, чтобы она говорила, что расстроилась или грустит.
Обоим родителям очень трудно с ней справляться, особенно маме. Маме постоянно приходится противостоять Мире и она признаётся, что уже почти перестала её любить. Мама говорит, что просто не может допустить подобного поведения и отношения, и не даст дочери всеми манипулировать. Родители не могут назвать никаких других настоящих интересов Миры кроме телевидения и общения с друзьями. Она ненавидит перемены и очень страдает, когда меняется распорядок. Ей очень трудно делать выбор. Без помощи извне родители боятся, что Мира разрушит семью или всех их сведёт с ума»
Вот к чему мы пришли на консультации. У Миры застревание в психологическом взрослении, т.к. отсутствуют условия, способствующие раскрытию ее потенциала. Много препятствий её взрослению, закрыт доступ к ряду важных чувств. У Миры сложно идут процессы адаптации. Она неспособна приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Если у нее нет возможности проконтролировать ситуацию, то это вызывает проблемы поведения.
Мозг не ищет способности изменить свои действие, если есть нерешаемые ситуации, не происходит адаптации, т.к. не идут изменения под влиянием того, что невозможно изменить. Также по этой проблеме приводит то, что Мира ведет себя очень агрессивно.
Мира показывает проблемы невозможности становления её психологической жизнеспособности. У неё перепревязанность на животное, сверстников, привычные предметы. Не формируется внутреннее чувство управлять своей жизнью, она не понимает сама себя.
У Миры проблемы с интеграцией эмоций и социальным развитием. Нет уравновешенности в действиях, нет умения конструктивно выражать эмоции. Взаимодействует с другими и теряет зачатки индивидуальности или избегает взаимодействия, чтобы не потерять индивидуальность и самоценность.
Рекомендации родителям. Для того, чтобы основные проблемы ребенка остались в прошлом, важно выровнять психологическую зрелость. Обратить внимание на важность основных привязанностей девочки, которые и создадут кокон зрелости. Важно, чтобы ребёнок ощутил точку покоя и чувство наполненности привязанностью. Мира крайне нуждается в привязанности, вся её энергия с личностного потенциала перерасходуется на поиск привязанности.
Ориентация на сверстников приносит много травм, которые мешают зрелости, выстраивают защиты. Важно вернуть ориентацию на родителей как основную привязанность.Предложение родителей по удовлетворению привязанности должно быть больше чем потребность ребенка. У родителя должна быть роль лидера, у которого всегда полный источник щедрости и великодушия. Здорово, когда Мира уверенна в родителях, ей не нужно думать о том сможет она или не сможет добиться близости.
И это будет Мире щитом от внешнего стресса, быть коконом для формирования своего я., это будет определять направление взросления и успокаивать. С надежной привязанностью легко стимулировать адаптацию, ставить границы, принимать протест и слезы ребёнка из-за этих границ.
Начинать родителям нужно с вовлечения инстинктов привязанности Миры. Применять 3-ступенчатый подход к застреванию девочки в развитии.
-создавать атмосферу контакта, чтобы воздействовать изнутри, т.е. работать над привязанностью.
-компенсировать застревание, идти в обход недостатков и проблем Миры.
-помнить о том, что целью является помощь девочке, чтобы убрать застревание.
Для достижения этого подхода используют завладевание, перекрывание, сватовство. завладевание -попадание в поле зрения ребёнка, встреча взглядом, улыбка и кивок. Перекрывание — строить мост следующего контакта при ссорах, плохом поведении, расставания. Сватайте с значимыми взрослыми, сверстниками, наставниками, подготавливать почву для того, чтобы обе стороны имели возможность познакомиться, покивать друг другу и пустить в свою жизнь.
И третье, принять застревание девочки, предугадывать симптомы, подстраиваться под обстоятельства. Идти в обход застревания. Отвергнуть использование требований и ультиматумов, от традиционных методов дисциплины, отменить воспитание в инциденте, задействовать структуры, рутины, ритуалы, поддерживать ощущение успеха.
Важно снижать защиты с легкоуязвимых чувств. Тогда привязанность Миры углубиться и развитие пойдёт своим чередом. Для этого родителям нужно сделать так, чтобы ребёнку от них зависеть было безопасно, привязываясь ребёнок не должен бояться столкнуться с ещё большим разделением. Важно вести ребёнка по уязвимой территории за собой, защищать его от душевных ран, столкновением с разделением, заслонять безопасной привязанностью, делать отношения важнее поведения.
Дисциплинарные методы можно заменить способствованием взрослению ребёнка. Для этого нужно поощрять благие намерения ребёнка, добиваясь, чтобы он двигался в нужном направлении, быть ему коучем, который отождествляет ребёнка не с его импульсами, неудачными действиями, а с его хорошими намерениями.
Постепенно внедряя, можно будет увидеть результат. Станет намного легче справляться с ребёнком, у нее не будет необходимости противостоять, снова вернется ощущение любви, не надо будет бояться манипуляций, разрушения семьи и что все сойдут с ума.
Отправить вопрос