Перевоспитание

Особенности личности подростка

В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Ед­ва на­ме­тив­шие­ся кон­ту­ры целост­ной лично­сти под­вер­га­ют­ся воз­дей­ст­вию из­нут­ри (в период полового созревания) и сна­ру­жи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый).

С одной стороны — мощ­ный всплеск вы­бра­сы­вае­мых в кро­во­ток гор­мо­нов, бур­ное раз­ви­тие при­зна­ков поло­вой при­над­леж­но­сти, пробудивший­ся сек­су­аль­ный ин­те­рес при от­сут­ст­вии при­ви­той куль­ту­ры лю­бов­ных от­но­ше­ний, что при­во­дит к урод­ли­вым фор­мам по­ве­де­ния в контак­тах с про­ти­во­по­лож­ным по­лом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.

Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тор­мо­зи­мо­го ти­па замы­ка­ют­ся в се­бе, от­го­ра­жи­ва­ют­ся, ве­дут се­бя уг­ло­ва­то, не­ук­лю­же, проявля­ют не­га­ти­визм в при­сут­ст­вии особ дру­го­го по­ла, ис­пы­ты­ва­ют комплекс не­пол­но­цен­но­сти.

Ги­пер­тим­ные, воз­бу­ди­мые лич­но­сти ве­дут се­бя в этой си­туа­ции то на­ро­чи­то на­гло и де­мон­ст­ра­тив­но, то аг­рес­сив­но и за­паль­чи­во. Их сексуальная озабоченность часто принимает карикатурные формы. Но ведь это происходит с ни­ми впер­вые, у них нет ни опы­та, ни пра­виль­но­го по­ни­ма­ния смыс­ла и цен­но­сти сексуальных от­но­ше­ний и их фи­зио­ло­ги­че­ских и социаль­ных по­след­ст­вий.

Та­ко­во же от­но­ше­ние к ку­ре­нию и ал­ко­го­лю: чем бо­лее за­прет­ным пред­став­ля­ет­ся им это за­ня­тие, тем боль­ше их к не­му тя­нет. Из­ме­не­ние очер­та­ний фи­гу­ры и ли­ца, лом­ка го­ло­са, ха­рак­тер­ные для 13 — 15 лет, на­ру­ша­ют при­выч­ный об­раз «Я». Уже не ре­бе­нок, еще не взрос­лый – под­рос­ток му­чи­тель­но ищет об­раз сво­его но­во­го «Я» – и не ­ско­ро его находит.

Из­бы­ток фи­зи­че­ской энер­гии, вы­со­кая по­ис­ко­вая ак­тив­ность с тен­ден­ци­ей к са­мо­реа­ли­за­ции стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой ос­вое­ния но­вой со­ци­аль­ной ро­ли, свя­зан­ной со всту­п­ле­ни­ем во взрос­лую жизнь, пред­став­ле­ние о ко­то­рой зиждет­ся на впе­чат­ле­ни­ях, по­черп­ну­тых из ки­но­филь­мов или с телевизионных эк­ра­нов, и на той мо­де­ли со­циу­ма, ко­то­рую под­рос­ток ви­дит в сво­ем ок­ру­же­нии – в се­мье, шко­ле, во дворе.

На по­ро­ге взрос­лой жизни под­рос­ток на се­бе ис­пы­ты­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вость су­ще­ст­вую­щей в его сознании «иде­аль­ной» мо­де­ли ми­ра и ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Чем боль­ше различают­ся они ме­ж­ду со­бой, тем боль­ше про­яв­ля­ет­ся тот ког­ни­тив­ный дис­со­нанс, ко­то­рый по-раз­но­му пе­ре­жи­ва­ет­ся раз­ны­ми по сво­им лич­но­ст­ным осо­бен­но­стям под­ро­ст­ка­ми. У боль­шин­ст­ва этот стресс со­про­во­ж­да­ет­ся горь­ки­ми раз­оча­ро­ва­ния­ми, лом­кой са­мо­соз­на­ния, из­ме­не­ни­ем или об­нов­ле­ни­ем субъ­ек­тив­но­го об­раза «Я» в свя­зи с но­вым по­ни­ма­ни­ем сво­его мес­та в ок­ру­жаю­щем ми­ре, про­те­ст­ны­ми ре­ак­ция­ми про­тив ав­то­ри­тар­но­го то­на взрос­лых, тен­ден­ция­ми к низ­вер­же­нию идеа­лов стар­ше­го по­ко­ле­ния.

Эти данные предупреждают о том, что от подростка мо­жно ожидать непредсказуемых девиантных по­ступ­ков. В этом состоянии «ге­ро­ем» в гла­зах под­ро­ст­ка мо­жет стать ан­ти­со­ци­аль­ная лич­ность, а цен­но­сти улич­ной груп­пы мо­гут об­рес­ти наи­боль­шую зна­чи­мость и уве­сти его в сфе­ру про­ти­во­прав­ных дей­ст­вий.

На фо­не жес­то­кой лом­ки при­выч­ных с дет­ст­ва сте­рео­ти­пов и столк­но­ве­ния с прав­дой ре­аль­ной жиз­ни мо­гут воз­ник­нуть мыс­ли о са­мо­убий­ст­ве, поя­вить­ся па­губ­ные при­выч­ки и пристрастия, а также действия, которые подпадают под рубрику антисоциальных.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Злость ребёнка Детей необходимо обучать способам конструктивной агрессии. Это задача не самая лёгкая, гнев приводит к потере...
  2. Коррекционное занятие с гиперактивными детьми Занятие рассчитано на детей дошкольного возраста. Начинается с приветствия и разминки. 1.Разминка прогулка по лесу....
  3. Поведенческие проблемы Имея различные поведенческие проблемы, дети оказываются замкнутыми в кругу стереотипных реакций со стороны взрослых людей....
  4. Подростковые комплексы Большое влияние на поведение подростков оказывают недостатки внешности, обусловленные половым созреванием. внешность является важной стороной...
  5. Диагностика эмоционального состояния ребёнка Диагностику эмоционального состояния ребёнка можно проводить разными способами. Сайт Трудности воспитания предлагают вам два упражнения,...
admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш детский психолог, Я помогаю мама получить важные знания для того, чтобы с ребёнком было легко. Помню как мама и папа мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и деньги я беру тогда, когда помощью не заканчивается. Когда сопровождаю родителей в решении проблемы, когда обслуживаю становление родителей теми, в которых нуждается их ребёнок.
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
Sort by:   newest | oldest
Екатерина
Гость

Здраствуйте,
У моего мужа есть сын от первого брака.Муж с ним 13 лет почти не общался. А сейчас к сожалению не на кого его оставить.И у насесть выбор или взять его под свою опеку или отдать в детский дом.Но он уже стоить на учете в милиции.Я не знаю как сделать лучше? У нас уже есть свой ребенок. Боюсь что я не справлюсь и отдавать как то неправильно. Как быть в этой ситуации?
С уважением Екатерина.

wpDiscuz