Перевоспитание

Особенности личности подростка

В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Ед­ва на­ме­тив­шие­ся кон­ту­ры целост­ной лично­сти под­вер­га­ют­ся воз­дей­ст­вию из­нут­ри (в период полового созревания) и сна­ру­жи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый).

С одной стороны — мощ­ный всплеск вы­бра­сы­вае­мых в кро­во­ток гор­мо­нов, бур­ное раз­ви­тие при­зна­ков поло­вой при­над­леж­но­сти, пробудивший­ся сек­су­аль­ный ин­те­рес при от­сут­ст­вии при­ви­той куль­ту­ры лю­бов­ных от­но­ше­ний, что при­во­дит к урод­ли­вым фор­мам по­ве­де­ния в контак­тах с про­ти­во­по­лож­ным по­лом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.

Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тор­мо­зи­мо­го ти­па замы­ка­ют­ся в се­бе, от­го­ра­жи­ва­ют­ся, ве­дут се­бя уг­ло­ва­то, не­ук­лю­же, проявля­ют не­га­ти­визм в при­сут­ст­вии особ дру­го­го по­ла, ис­пы­ты­ва­ют комплекс не­пол­но­цен­но­сти.

Ги­пер­тим­ные, воз­бу­ди­мые лич­но­сти ве­дут се­бя в этой си­туа­ции то на­ро­чи­то на­гло и де­мон­ст­ра­тив­но, то аг­рес­сив­но и за­паль­чи­во. Их сексуальная озабоченность часто принимает карикатурные формы. Но ведь это происходит с ни­ми впер­вые, у них нет ни опы­та, ни пра­виль­но­го по­ни­ма­ния смыс­ла и цен­но­сти сексуальных от­но­ше­ний и их фи­зио­ло­ги­че­ских и социаль­ных по­след­ст­вий.

Та­ко­во же от­но­ше­ние к ку­ре­нию и ал­ко­го­лю: чем бо­лее за­прет­ным пред­став­ля­ет­ся им это за­ня­тие, тем боль­ше их к не­му тя­нет. Из­ме­не­ние очер­та­ний фи­гу­ры и ли­ца, лом­ка го­ло­са, ха­рак­тер­ные для 13 — 15 лет, на­ру­ша­ют при­выч­ный об­раз «Я». Уже не ре­бе­нок, еще не взрос­лый – под­рос­ток му­чи­тель­но ищет об­раз сво­его но­во­го «Я» – и не ­ско­ро его находит.

Из­бы­ток фи­зи­че­ской энер­гии, вы­со­кая по­ис­ко­вая ак­тив­ность с тен­ден­ци­ей к са­мо­реа­ли­за­ции стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой ос­вое­ния но­вой со­ци­аль­ной ро­ли, свя­зан­ной со всту­п­ле­ни­ем во взрос­лую жизнь, пред­став­ле­ние о ко­то­рой зиждет­ся на впе­чат­ле­ни­ях, по­черп­ну­тых из ки­но­филь­мов или с телевизионных эк­ра­нов, и на той мо­де­ли со­циу­ма, ко­то­рую под­рос­ток ви­дит в сво­ем ок­ру­же­нии – в се­мье, шко­ле, во дворе.

На по­ро­ге взрос­лой жизни под­рос­ток на се­бе ис­пы­ты­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вость су­ще­ст­вую­щей в его сознании «иде­аль­ной» мо­де­ли ми­ра и ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Чем боль­ше различают­ся они ме­ж­ду со­бой, тем боль­ше про­яв­ля­ет­ся тот ког­ни­тив­ный дис­со­нанс, ко­то­рый по-раз­но­му пе­ре­жи­ва­ет­ся раз­ны­ми по сво­им лич­но­ст­ным осо­бен­но­стям под­ро­ст­ка­ми. У боль­шин­ст­ва этот стресс со­про­во­ж­да­ет­ся горь­ки­ми раз­оча­ро­ва­ния­ми, лом­кой са­мо­соз­на­ния, из­ме­не­ни­ем или об­нов­ле­ни­ем субъ­ек­тив­но­го об­раза «Я» в свя­зи с но­вым по­ни­ма­ни­ем сво­его мес­та в ок­ру­жаю­щем ми­ре, про­те­ст­ны­ми ре­ак­ция­ми про­тив ав­то­ри­тар­но­го то­на взрос­лых, тен­ден­ция­ми к низ­вер­же­нию идеа­лов стар­ше­го по­ко­ле­ния.

Эти данные предупреждают о том, что от подростка мо­жно ожидать непредсказуемых девиантных по­ступ­ков. В этом состоянии «ге­ро­ем» в гла­зах под­ро­ст­ка мо­жет стать ан­ти­со­ци­аль­ная лич­ность, а цен­но­сти улич­ной груп­пы мо­гут об­рес­ти наи­боль­шую зна­чи­мость и уве­сти его в сфе­ру про­ти­во­прав­ных дей­ст­вий.

На фо­не жес­то­кой лом­ки при­выч­ных с дет­ст­ва сте­рео­ти­пов и столк­но­ве­ния с прав­дой ре­аль­ной жиз­ни мо­гут воз­ник­нуть мыс­ли о са­мо­убий­ст­ве, поя­вить­ся па­губ­ные при­выч­ки и пристрастия, а также действия, которые подпадают под рубрику антисоциальных.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Тревожность у детей дошкольного возраста Откуда берётся чувство тревоги у детей дошкольного возраста? особенно у тех детей, которых родители ограждают...
  2. Причины агрессии у детей Причины агрессии у детей как нарушения поведения. Откуда агрессивное нарушение поведения? Любое нарушение поведения начинается...
  3. Поведенческие проблемы Имея различные поведенческие проблемы, дети оказываются замкнутыми в кругу стереотипных реакций со стороны взрослых людей....
  4. Не хочу ходить в школу Не хочу ходить в школу! — Такую фразу можно услышать от ребёнка в любом классе....
  5. Диагностика эмоционального состояния ребёнка Диагностику эмоционального состояния ребёнка можно проводить разными способами. Сайт Трудности воспитания предлагают вам два упражнения,...
admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш семейный психолог, Я помогаю получить важные знания и внедрить в опыт, чтобы с ребёнком было легко, с мужем тепло. Родители мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и моя работа помощью не заканчивается. Всегда до результата.
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
Sort by:   newest | oldest
Екатерина
Гость

Здраствуйте,
У моего мужа есть сын от первого брака.Муж с ним 13 лет почти не общался. А сейчас к сожалению не на кого его оставить.И у насесть выбор или взять его под свою опеку или отдать в детский дом.Но он уже стоить на учете в милиции.Я не знаю как сделать лучше? У нас уже есть свой ребенок. Боюсь что я не справлюсь и отдавать как то неправильно. Как быть в этой ситуации?
С уважением Екатерина.

wpDiscuz