В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры целостной личности подвергаются воздействию изнутри (в период полового созревания) и снаружи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый).
С одной стороны — мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений, что приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.
Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности.
Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво. Их сексуальная озабоченность часто принимает карикатурные формы. Но ведь это происходит с ними впервые, у них нет ни опыта, ни правильного понимания смысла и ценности сексуальных отношений и их физиологических и социальных последствий.
Таково же отношение к курению и алкоголю: чем более запретным представляется им это занятие, тем больше их к нему тянет. Изменение очертаний фигуры и лица, ломка голоса, характерные для 13 — 15 лет, нарушают привычный образ «Я». Уже не ребенок, еще не взрослый – подросток мучительно ищет образ своего нового «Я» – и не скоро его находит.
Избыток физической энергии, высокая поисковая активность с тенденцией к самореализации сталкиваются с проблемой освоения новой социальной роли, связанной со вступлением во взрослую жизнь, представление о которой зиждется на впечатлениях, почерпнутых из кинофильмов или с телевизионных экранов, и на той модели социума, которую подросток видит в своем окружении – в семье, школе, во дворе.
На пороге взрослой жизни подросток на себе испытывает противоречивость существующей в его сознании «идеальной» модели мира и реальной действительности. Чем больше различаются они между собой, тем больше проявляется тот когнитивный диссонанс, который по-разному переживается разными по своим личностным особенностям подростками. У большинства этот стресс сопровождается горькими разочарованиями, ломкой самосознания, изменением или обновлением субъективного образа «Я» в связи с новым пониманием своего места в окружающем мире, протестными реакциями против авторитарного тона взрослых, тенденциями к низвержению идеалов старшего поколения.
Эти данные предупреждают о том, что от подростка можно ожидать непредсказуемых девиантных поступков. В этом состоянии «героем» в глазах подростка может стать антисоциальная личность, а ценности уличной группы могут обрести наибольшую значимость и увести его в сферу противоправных действий.
На фоне жестокой ломки привычных с детства стереотипов и столкновения с правдой реальной жизни могут возникнуть мысли о самоубийстве, появиться пагубные привычки и пристрастия, а также действия, которые подпадают под рубрику антисоциальных.
Предлагаем материалы по интересующей теме:
- Тревожность у детей дошкольного возраста Откуда берётся чувство тревоги у детей дошкольного возраста? особенно у тех детей, которых родители ограждают...
- Причины агрессии у детей Причины агрессии у детей как нарушения поведения. Откуда агрессивное нарушение поведения? Любое нарушение поведения начинается...
- Поведенческие проблемы Имея различные поведенческие проблемы, дети оказываются замкнутыми в кругу стереотипных реакций со стороны взрослых людей....
- Не хочу ходить в школу Не хочу ходить в школу! — Такую фразу можно услышать от ребёнка в любом классе....
- Диагностика эмоционального состояния ребёнка Диагностику эмоционального состояния ребёнка можно проводить разными способами. Сайт Трудности воспитания предлагают вам два упражнения,...
Отправить вопрос
Здраствуйте,
У моего мужа есть сын от первого брака.Муж с ним 13 лет почти не общался. А сейчас к сожалению не на кого его оставить.И у насесть выбор или взять его под свою опеку или отдать в детский дом.Но он уже стоить на учете в милиции.Я не знаю как сделать лучше? У нас уже есть свой ребенок. Боюсь что я не справлюсь и отдавать как то неправильно. Как быть в этой ситуации?
С уважением Екатерина.