Первый этап не предполагает творчества. Это время для чувств, сенсорные, эмоциональные, сознательные переживания, которые возникают просто от прикасания с разными художественными материалами. Можно пробовать смешивать краски, искать свои новые цвета и отношения к ним.

Первый этап предполагает, что идет подготовка к процессу самовыражения, здесь полезно называть цвета, описывать пробы с цветом и осознание своих чувств, вызываемых этими цветовыми пробами. Из отдельных частей человек собирается собрать целое и от этого начинается осознавание своих проблем. Такие игровые пробы могут длится у каждого человека по разному: несколько минут в течение первой сессии, несколько первых сеансов, а кто то будет играть первые минуты каждую встречу, а затем переходить к основному моменту.

Второй этап можно охарактеризовать как сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, что ведет к обнаружению эмоционально окрашенных моментов, которые станут ресурсными. Ресурсными в прямом поддерживающем смысле или как ресурс для обнаружения проблемного момента, который при готовности можно решать.

Третий этап — познание. Располагается работа в удобном для созерцания месте. Сам человек должен расположить свою работу так он символически примет ответственность за свои проблемные моменты. Сам акт дистанцирования помогает не только глазу видеть , но и создает небольшую отстраненность от своей работы, что способствует объективной позиции наравне с осознанием права собственности на результат работы. очень важно увидеть все, что только можно увидеть. Хорошо всмотреться в свою работу, сконцентрироваться на ней, молча и пристально посмотреть и найти то, что не видно было в процессе работы.

Такой момент сосредоточения важен, интуитивно многие важные моменты в безмолвии выходят на перед, такие детали приобретают значение и наполняются смыслом. Понимание работы становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями, которые обязательно связывают бессознательное с осознаваемым. Что обычно отмечается? Соотношение компонентов работы, сочетание цветов, необычное расположение, неровности, детали.

Четвертый этап — описание. Главный вопрос на этом этапе Что ты видишь? Что ты видишь — вопрос многогранный, он несет важность индивидуального восприятия, которое ведет к внутреннему миру автора. Далее,человек рассказывает, его слушают и он начинает доверять. Важно, что видно именно автору в его результате творческого самовыражения.

Работа психолога на последнем этапе: помогать увидеть автору те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, автору важно их увидеть. Такое описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Экспрессивные характеристики картины учат идентифицировать через них свои чувства и установки. Описывая работу человек соотносит ее к внутреннему опыту, происходит взаимосвязь и интеграция, что является самопознанием.

Для того, чтобы рисунок привел самопознанию, нужно чтобы глаз наблюдающего научился видеть и замечать все видимое в рисунке. Побуждайте автора к рассказу вопросами: а что ты еще видишь? а это что? Ответы будут проливать свет на личные дилеммы, это будет происходить так же просто как и обнаружения деталей на самом рисунке.

Примеры арт-терапевтических упражнений с акварельными красками

Упражнение для групповой работы «Огненная птица». В данном упражнении каждый участник должен создать перо птицы. Создавать нужно в цветах стихии огня, брать лишь теплые краски.Теплые цвета (желтый, красный , оранжевый) психологически ассоциируются с солнцем и огнем. На листе А4 сделать набросок пера, основные линии четко нарисовать восковым мелком теплого цвета: желтый, оранжевый и оттенки. Затем работать будем акварельными красками. акварельные краски любят воду и переходы плавные. Красная краска меняется на темно красную, затем желтая меняет оранжевую, можно немного охры, побольше разводов и легкости. Перо вырезать, каждый участник пристраивает свое перо так, чтобы получилась птица. Можно менять местами перышки и выстраивать другую птицу, рассматривать её, описывать ощущения про очереди и снова менять…

Упражнение для групповой работы в стихии воздуха холодными красками «Холодная птица». Упражнение аналогично первому. Отличие: работа карандашами, цвета холодных оттенков с соблюдением переходов по правилам радуги, но берутся лишь холодные оттенки. Холодные (оттенки синего), ассоциация с водой, льдом. Холодные оттенки зеленого — синевато-зеленый, мятный, нефритовый, малахитовый, изумрудный. Эти цвета охлаждены синим. Оттенки холодного красного — фуксия, малиновый, вишневый, бургунди. В этих оттенках заметно наличие синего пигмента.

Читайте с главной