Перевоспитание

Ребёнок не хочет ходить в школу

Как заставить ребёнка сделать какое-нибудь дело, которое он должен выполнить самостоятельно? Объявить ему, что, например, обязанность ходить в школу — это обязанность ребёнка.  И после этого позвольте себе проявить новый для вас интерес, любопытство к поведению вашего ребенка. Как он поступит теперь, когда сам будет отвечать за тот поступок, который вы передали ему. Пусть это будет так, как будто вы читаете книгу, которая вам очень нравится и вы знаете, что в ней все хорошо кончается, но при этом не имеете никакого представления о содержании очередной главы.

Словом, вы готовы к разного рода неожиданностям, зная, что герои книги в безопасности и их ждет благополучное разрешение коллизии. Когда вы почувствуете подобный дружелюбный интерес, представьте, что вы поворачиваетесь к ребенку и видите, что он как раз делает то, что относится к перечню событий его жизни. Вы замечаете это с интересом и исходным чувством доверия к тому, что он сможет успешно разрешить возникшую проблему.

Теперь, с чувством доверия к поступкам вашего ребенка, начните репетировать обращение к нему, в котором вы как бы передаете ему или ей ответственность за выбранное вами поведение.
Вот пример обращения по поводу:  ребёнок не хочет ходить в школу: «Корней, я беспокоилась и сердилась по поводу того, что в прошлый раз ты не пошел в школу, и пыталась заставить тебя пойти туда. Я долго думала об этом и теперь понимаю, что поступала глупо. Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, все это действительно твое дело, так как влияет прежде всего на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильные решения относительно занятий в школе. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь, но в целом все это теперь твое дело».

Обратите внимание, что данный монолог был построен на «Я-высказываниях», т. е. говорится только то, что чувствуется или делается. При этом очень важно не задавать вопросов в виде «Ты-высказываний» типа «Почему ты не хочешь ходить в школу?» или «Ты ходил сегодня в школу?».

Как вы помните, в каждом поступке, за который отвечает ваш ребенок, есть еще и то, что все-таки влияет и на вашу жизнь.

Если в том поступке, который выбрали вы, это присутствует, то мы рекомендуем дополнить договор с ребенком вашими условиями, при которых эти пункты должны выполняться совместно.
Например, таким образом: «Я не собираюсь вмешиваться в твои школьные дела, в то же время есть кое-что, чего я хочу. Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца».

Обратите внимание, что и это обращение является лаконичным и целиком состоит из «Я-высказываний». В нем говорится о том, что вы чувствуете, что вы хотите, что вы собираетесь делать. Будьте ясными и лаконичными в своих высказываниях.

Далее в договор необходимо внести ответственность ребенка за нарушение принятых пунктов: «Если ты будешь нарушать наш договор, то я, со своей стороны, сниму с себя обязанности по заботе о тебе. Я перестану для тебя готовить, стирать и не буду давать тебе денег на каждодневные расходы».

Попрактикуйтесь в этом обращении до тех пор, пока не почувствуете, что оно вас больше не стесняет.
Мы просим вас сначала записать составленные вами высказывания, а затем проговорить их несколько раз вслух.

И только поняв, что вы можете легко говорить на новом для вас языке, отправляйтесь к вашему ребенку.
В этом случае вы можете прямо и открыто заявить ему, что пришли к определенному решению в отношении конкретной проблемы. Сформулируйте это решение.

Реакция вашего ребенка на все это может оказаться для вас неожиданной. Нам приходилось видеть детей, реагировавших очень по-разному: от радости до вспышек раздражения, от обвинений («Ты не заботишься обо мне!») и просьб избавить их от ответственности до явной апатии, безразличия и отсутствия какой-либо заметной реакции. Мы советуем вам спокойно выслушать ребенка (что бы он ни говорил и ни делал в ответ на ваше обращение) и мягко повторить, что это именно то, что вы хотите сделать. При этом сконцентрируйте внимание не столько на реакции ребенка, сколько на вашем собственном намерении придерживаться «Я-высказываний». Не задавайте вопросов и говорите коротко.

Изменение вашего ребенка может произойти не сразу и, что самое интересное, не всегда к лучшему. Итак, если вы выполнили все это, то вам уже не придется долго ждать результатов.Вы смогли изменить свое поведение, следовательно тем, кто вас окружает, ничего не остается, как меняться тоже.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Ребёнок убегает из дому Когда ребенок убегает из домавпервые, родители испытывают настоящие мучения. Тем не менее мы не можем...
  2. Ребёнок не уважает родителей Ребёнок не уважает родителей — к сожалению так бывает.А как заставить ребёнка  уважительно относиться к...
  3. Ребёнок хамит, в чём причина хамства детей Ребёнок хамит, обзывает, не уважает родителей или говорит, что родители его не любят; сквернословит; говорит,...
  4. Ребёнок поздно ложится спать Если дети поздно ложатся спать, то на следующий день у них слипаются глаза, они вялые...
  5. Как научить подростка не обижаться Обида чувство неприятное, подростки, которые остро воспринимают любые чувства, переживают обиду длительно. Обида как заноза...

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
Sort by:   newest | oldest
Логинова Катя
Гость
Интересно было почитать. Очень насущная для нашей семьи проблема. Я, к огромнейшему сожалению, все чаще использую ты-ссобщения. Толку мало. Сын в третьем классе и мне сложно представить, как вот так сказать ему, что отныне ты решаешь все сам. Он во многом самостоятельный человек, до недавнего времени и вовсе не требовалось моё участие в его школьных делах. Все шло хорошо. А вот последний год абсолютное нежелание и учиться, и в школу ходить тем более. Здесь есть важный момент — получение знаний. Если ребёнок будет решать всё сам, перестанет ходить в школу, то он и учиться не захочет совсем. И нет ли… Read more »
Юлия
Гость
Ну вы даёте. Моей дочери только скажи такое — радости не будет предела. Учебе придёт конец, начнутся одни гульки и подружки-друзья. Не хочу ей готовить? не смешите, она и сама сможет приготовить, или к бабушкам сходит или у подружек питаться будет. мир не без добрых людей. Без денег тоже вполне можно обойтись. Сложно, но можно. Насоветовали….. ну и даже ладно, да, я так сделаю, она пустит всё на самотёк, а потом что? взад-пятки, я скажу что я передумала стваить эксперимент, и всё возвращается на круги своя, подтигиваем хвосты, начинаем ходить в школу? как это будет выглядеть?! Вот сразу видно, что… Read more »
Елена
Гость
Здравствуйте, Юлия! Я тоже не во всем согласна с автором статьи Сартан Г.Н. Я считаю, что в определенном возрасте, например в подростковом, ребенка нельзя оставлять один на один со своей ответственностью. Тем более передавать полностью ответственность за школьные дела. Это очень большая, важная и трудная часть жизни ребенка. Не справившись с такой ответственностью, он, действительно, может пустить всё на самотек. И тогда вполне возможно, что все»изменится только к худшему». На мой взгляд, если у ребенка возникла проблема с посещением школы, очень важно именно быть с ним ВМЕСТЕ. Поддержать его, разобраться в причинах, наметить СОВМЕСТНЫЙ план исправления ситуации. А вот когда… Read more »
Ирина
Гость

Здравствуйте. У меня проблема с ребенком 13 лет, не хочет ходить в школу. Мы переехали и он перешел в другую школу, и съехал на двойки. Такой договор я с ним уже заключала, но ничего не получилось. Что дальше делать я не знаю!!! В одной статье говорилось о домашнем обучении, семейном обучении. Но есть большие сомнения, что из этого может выйти чего то хорошее? По-советуйте, что делать дальше…

wpDiscuz