Беседа строиться в том числе и на умении ставить вопросы. Постановка вопросов важный компонент техники рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание служит объективной обратной связью для подростка и критерий точности восприятия услышанного.
Важно уметь расшифровывать смысл сообщений, выявлять их реальное значение. Многие подростки имеют трудности в открытом самовыражении, долго ходят вокруг, прежде чем перейти к главному.
Для расшифровки беседы используют выяснения, обращайтесь к подростку за уточнениями. используйте перефразирование. выражайте мысль подростка другими словами. перефразировать — это значит сделать мысль подростка короче, яснее, конкретнее, а это помогает подростку самому понять, что он хотел сказать.
После того как вы расшифровали и показали подростку, что вы его поняли правильно, нужно дальнейшее развитие мыслей подростка. Здесь нужно уточнять и углублять формулировки, основываясь на информации очевидной для подростка. Постепенно переводить разговор с уровня поверхностного к уровню более глубокому, расширять область сознания подростка.
В этот момент нужно отражать и выяснять чувства подростка. Это покажет подростку, что его эмоциональное состояние понято и принято. «Похоже ты немного расстроился, когда мама заставила тебя распечатать срочно для брата раскраски Тачки?» или «мне кажется, что ты сейчас чувствуешь злость» и т.п.
Необходимо как можно больше узнать о том, что переживал подросток в соответствующие моменты времени, так как эмоциональные переживания, связанные с ситуациями и межличностными отношениями, очень и очень устойчивы.
Для выявления чувств нужно не только делать акцент на эмоциональных переживаниях, но также задавать вопросы. Это была злость, может ты чувствовал смятение… «мне было скучно.» — «Почему скучно?». И тогда подросток на эмоционально значащем сделает акцент и поймет свои чувства. Таким образом беседа с подростком будет нацелена
на глубину и понимание глубинных личностно значимых переживаниях.
Отправить вопрос