Самовоспитание

Мысленный разговор

Довольно часто родители не осознают, как много времени они тратят на свои мысленные разговоры, мысленную жвачку. Иногда большая часть жизни уходи на мысленные разговоры: размышления, воспоминания, рассуждения, предположения, планирование, фантазирование, прогнозирование и т.д. освобождённого времени с лихвой хватило бы на качественное общение с ребёнком даже у самого занятого родителя.

Наверное, вы сталкивались с людьми, которые были настолько погружены в себя, что даже не замечали происходящего вокруг. Однако, если спросить их, о чем они задумались, они не смогут ответить. Может быть, такое случается и с вами.
Давайте проделаем упражнение, помогающее выявить содержание ваших мысленных разговоров в данный момент.

Найдите спокойное, удобное место, где вам никто не сможет помешать. Приготовьте бумагу и карандаш. Сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить вашу грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук “с-с-с” для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.

Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за ритмом дыхания… воздух входит… выходит, сопровождаясь мягким звуком “с-с-с”. Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Назовите её как-нибудь, откройте глаза и запишите как можно короче. Затем прогоните эту мысль, закройте глаза и снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. И так далее. Не останавливайтесь ни на одной мысли. В этом упражнении нам нужна лишь “проба грунта”, а не полнокровные идеи. Выполняйте упражнение в течение тридцати минут.

Теперь взгляните на вашу запись и проанализируйте её. Какой процент занимают сенсорные ощущения (луч света из окна, телефонный звонок, запах еды, шум поливальной машины); какой процент – телесные ощущения (легкость дыхания, чувство холода в ногах); какой процент – собственные мысли. Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в вашем сознании мысли.

Обратите внимание, сколько среди них мыслей планирующих, то есть мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам “надо” сделать.
Сколько мыслей, тревожащих вас?
Есть ли мысли-фантазии о несуществующих, но желательных ситуациях, отношениях, событиях?
Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду?
И, наконец, самое важное: не было ли таких мыслей, которые “одерживали верх” над вами, то есть мешали выполнять инструкцию, требовали остановки и длительных размышлений. Именно эти мысли имеют над вами силу.

Время, которое вы проводите в размышлениях,например, о воспитании самостоятельности, можно использовать конструктивно и деструктивно. Но прежде всего необходимо научиться полностью осознавать, о чем же именно вы размышляете и избавиться от мысленного разговора, которые также могут приводить к конфликтам в семье.

Было бы замечательно, если бы мы могли всегда полностью осознавать свои мысли. Для этого можно использовать такой прием: представьте часть себя в качестве постороннего наблюдателя, стоящего у вас за плечом и время от времени спрашивающего: “Эй, о чем ты сейчас думаешь?” Олдос Хаксли в своём романе “Остров” населил остров птицами, которые восклицали “Внимание!” или “Здесь и теперь, ребята!”.

Философия обыденной жизни в этом утопическом королевстве основана на полном осознании текущего момента, и птицы постоянно напоминали людям об этом, обращали их внимание на то, что происходит вокруг и не зацикливаться на трудностях.

Вероятно, у вас нет такой птицы или хотя бы попугая, который мог бы постоянно напоминать вам о необходимости осознавать происходящее и жить здесь и сейчас, но родители вполне могут заняться самопсихотерапией и использовать в качестве напоминания какие-либо события их повседневной жизни.

Например, когда вы слышите бой часов, вы можете спросить себя:
Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?
Чего я хочу в данный момент?

Одна родительница научилась задавать себе два, вышесказанных вопроса, всякий раз, когда проходила через двери. Она была домохозяйкой и в течение дня выполняла множество домашних дел, которые доводили её до полного психологического и эмоционального отупения.

Также можно использовать телефонные звонки. Услышав очередной звонок, спросите себя, что вы чувствуете в связи с тем, что он прервал ваши занятия. Каковы ваши предположения относительно того, кто звонит? Если вы признаетесь себе, что ждали звонок Корнея, то не будет готовы к тому легкому враждебному чувству, которое невольно испытываете, услышав голос Таисии вместо голоса долгожданного Корнея.

Если вы сосредоточитесь на ваших мыслях и чувствах до телефонного разговора, то сможете лучше понять, чего вы действительно хотите, и ваше взаимодействие будет успешнее.
В идеале мы можете полностью сознавать происходящее каждую секунду (быть в состоянии “полного сознания”, как говорят буддисты).

Нхат Ханх в прекрасной книге “Чудо полного сознания” иллюстрирует это с помощью такого простого занятия, как мытье посуды:

Если мы моем посуду и думаем только о чашке чая, которая нас ждет, то, воспринимая наше занятие как неприятную обязанность, спешим поскорее его закончить. Мы не живем в тот момент, когда моем посуду. Фактически мы неспособны радоваться чуду жизни, когда стоим возле раковины. Если мы не можем мыть посуду (полностью включаясь в это занятие), то есть вероятность, что мы равным образом не сможем и выпить чашку чая (полностью включаясь в это занятие). Пока мы будем пить чай, мы будем думать о других вещах и вряд ли ощутим чашку в руке. Таким образом, мы все время нацелены на будущее, не живем в настоящем и в результате неспособны в полной мере ощущать себя в каждый конкретный момент своего бытия.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Упражнение белый экран Упражнение белый экран очень полезно для родителей, у которых в мыслях постоянно витают сравнения, вызывающие...
  2. Эмоциональный контакт Считается, что у каждого есть две основные потребности. Потребность в слиянии и принадлежности, в эмоциональном...
  3. Механизмы психологической защиты личности Человек без комплексов — это человек, с которым легко, к нему тянутся другие. Он всегда...
  4. Кризис отношений в семье Кризис современной семьи — а важно ли знать об этом? Если мы предупреждены, что на...
  5. Работа с внутренним ребенком Исцеление внутреннего ребёнка размещено в рубрике самовоспитание и речь пойдёт здесь о детских  переживаниях взрослого...
admin Ольга Соколова
Ольга, Ваш семейный и детский психолог, Я помогаю мама получить важные знания для того, чтобы с ребёнком было легко, с мужем тепло. Помню как мама и папа мне сказали, что за помощь денег не берут) Лично для меня это стало правдой и деньги я беру тогда, когда помощью не заканчивается. Когда сопровождаю мам в решении проблемы, когда обслуживаю становление теми, в которых нуждается их ребёнок и той, которая уже может сделать отношения с мужем лучше
https://trudno-deti.ru

Отправить вопрос

Уведомления (проверить в спаме)
avatar
wpDiscuz