К.Д. Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики. Принцип народности. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского. Учебные книги К.Д. Ушинского.
Кон¬стантин Дмитриевич Ушинский (1824—1870 XIX в. в России
Главную цель воспитания К.Д- Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культур¬но-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Работы К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861), «О необходи¬мости сделать русские школы русски¬ми» (1867 К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и ос-нованное на народных началах, имеет воспитательную силу, Основой воспитания, по мнению КД. Ушинского, является воспитание семейное, в котором кон-кретизируются цели и задачи общественного воспитания.Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три ос¬новных принципа воспитания: народность, христианскую ду¬ховность и науку. он полагал, что лучшие черты русской на¬родности рождены православием. что современная русская педагогическая мысль выросла полнос-тью на христианской почве. принцип народности, понимае¬мый как соответствие духовно-нравственной традиции пра¬вославия, речь идет, конечно, о воспитании русских детей. Исходя из принципа народности, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным нравственным чувством в человеке.
По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспи¬тания является человек как таковой. «Человек как предмет воспитания. Опыт пе¬дагогической антропологии», две части — «Часть физиологическая» и «Часть психологическая», в которых К.Д. Ушинский рассмотрел физиологические законы дея¬тельности человеческого организма и психические явления, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния. Антропологические знания в широком смысле слова дают возможность, по мнению К.Д. Ушинского, правильно, с уче¬том особенностей формирования и развития психики и фи¬зиологических особенностей развития определить содержа¬ние обучения и формы его организации. Поэтому он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.
Дидактические идеи К.Д. Ушинского опирались на такие принципы, как основательность и прочность усвоения знаний. Так, им были детально разработаны методика повторения учеб¬ного материала, методика формирования у детей общих пред-ставлений и понятий на основе наглядных представлений соответствующего специфике дет¬ского восприятия, ме¬тодика одновременного развития мышления и речи у детей.
Безусловной заслугой К.Д. Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей, чему посвящены такие его работы, как статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858), книга «Детс¬кий мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, при¬способленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы» (1861), ста-тья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864), учебная книга «Родное слово. Книга для учащих», советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864) и др.
К.Д. Ушинский особо выделял два фактора воспитатель¬ного воздействия на ребенка — семья и личность учителя. Говоря о качествах личности учителя, он отмечал, что учитель, прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирова¬ние, ни наказания и поощрения.
В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Основные этапы в развитии дошкольной педагогики Дошкольная педагогика: предмет, категории, задачи, истоки, основные этапы в развитии дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики...
  2. Принципы обучения как категория дидактики Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса...
  3. Воспитательный процесс, его характеристика Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о...
  4. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя....
  5. Основные задачи воспитания и их взаимосвязь Основные задачи воспитания и их взаимосвязь. Содержание воспитания, сущность, ценности, формы реализации, требования ФГОСы общего...