В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Ед­ва на­ме­тив­шие­ся кон­ту­ры целост­ной лично­сти под­вер­га­ют­ся воз­дей­ст­вию из­нут­ри (в период полового созревания) и сна­ру­жи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый).

С одной стороны — мощ­ный всплеск вы­бра­сы­вае­мых в кро­во­ток гор­мо­нов, бур­ное раз­ви­тие при­зна­ков поло­вой при­над­леж­но­сти, пробудивший­ся сек­су­аль­ный ин­те­рес при от­сут­ст­вии при­ви­той куль­ту­ры лю­бов­ных от­но­ше­ний, что при­во­дит к урод­ли­вым фор­мам по­ве­де­ния в контак­тах с про­ти­во­по­лож­ным по­лом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.

Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тор­мо­зи­мо­го ти­па замы­ка­ют­ся в се­бе, от­го­ра­жи­ва­ют­ся, ве­дут се­бя уг­ло­ва­то, не­ук­лю­же, проявля­ют не­га­ти­визм в при­сут­ст­вии особ дру­го­го по­ла, ис­пы­ты­ва­ют комплекс не­пол­но­цен­но­сти.

Ги­пер­тим­ные, воз­бу­ди­мые лич­но­сти ве­дут се­бя в этой си­туа­ции то на­ро­чи­то на­гло и де­мон­ст­ра­тив­но, то аг­рес­сив­но и за­паль­чи­во. Их сексуальная озабоченность часто принимает карикатурные формы. Но ведь это происходит с ни­ми впер­вые, у них нет ни опы­та, ни пра­виль­но­го по­ни­ма­ния смыс­ла и цен­но­сти сексуальных от­но­ше­ний и их фи­зио­ло­ги­че­ских и социаль­ных по­след­ст­вий.

Та­ко­во же от­но­ше­ние к ку­ре­нию и ал­ко­го­лю: чем бо­лее за­прет­ным пред­став­ля­ет­ся им это за­ня­тие, тем боль­ше их к не­му тя­нет. Из­ме­не­ние очер­та­ний фи­гу­ры и ли­ца, лом­ка го­ло­са, ха­рак­тер­ные для 13 — 15 лет, на­ру­ша­ют при­выч­ный об­раз «Я». Уже не ре­бе­нок, еще не взрос­лый – под­рос­ток му­чи­тель­но ищет об­раз сво­его но­во­го «Я» – и не ­ско­ро его находит.

Из­бы­ток фи­зи­че­ской энер­гии, вы­со­кая по­ис­ко­вая ак­тив­ность с тен­ден­ци­ей к са­мо­реа­ли­за­ции стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой ос­вое­ния но­вой со­ци­аль­ной ро­ли, свя­зан­ной со всту­п­ле­ни­ем во взрос­лую жизнь, пред­став­ле­ние о ко­то­рой зиждет­ся на впе­чат­ле­ни­ях, по­черп­ну­тых из ки­но­филь­мов или с телевизионных эк­ра­нов, и на той мо­де­ли со­циу­ма, ко­то­рую под­рос­ток ви­дит в сво­ем ок­ру­же­нии – в се­мье, шко­ле, во дворе.

На по­ро­ге взрос­лой жизни под­рос­ток на се­бе ис­пы­ты­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вость су­ще­ст­вую­щей в его сознании «иде­аль­ной» мо­де­ли ми­ра и ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Чем боль­ше различают­ся они ме­ж­ду со­бой, тем боль­ше про­яв­ля­ет­ся тот ког­ни­тив­ный дис­со­нанс, ко­то­рый по-раз­но­му пе­ре­жи­ва­ет­ся раз­ны­ми по сво­им лич­но­ст­ным осо­бен­но­стям под­ро­ст­ка­ми. У боль­шин­ст­ва этот стресс со­про­во­ж­да­ет­ся горь­ки­ми раз­оча­ро­ва­ния­ми, лом­кой са­мо­соз­на­ния, из­ме­не­ни­ем или об­нов­ле­ни­ем субъ­ек­тив­но­го об­раза «Я» в свя­зи с но­вым по­ни­ма­ни­ем сво­его мес­та в ок­ру­жаю­щем ми­ре, про­те­ст­ны­ми ре­ак­ция­ми про­тив ав­то­ри­тар­но­го то­на взрос­лых, тен­ден­ция­ми к низ­вер­же­нию идеа­лов стар­ше­го по­ко­ле­ния.

Эти данные предупреждают о том, что от подростка мо­жно ожидать непредсказуемых девиантных по­ступ­ков. В этом состоянии «ге­ро­ем» в гла­зах под­ро­ст­ка мо­жет стать ан­ти­со­ци­аль­ная лич­ность, а цен­но­сти улич­ной груп­пы мо­гут об­рес­ти наи­боль­шую зна­чи­мость и уве­сти его в сфе­ру про­ти­во­прав­ных дей­ст­вий.

На фо­не жес­то­кой лом­ки при­выч­ных с дет­ст­ва сте­рео­ти­пов и столк­но­ве­ния с прав­дой ре­аль­ной жиз­ни мо­гут воз­ник­нуть мыс­ли о са­мо­убий­ст­ве, поя­вить­ся па­губ­ные при­выч­ки и пристрастия, а также действия, которые подпадают под рубрику антисоциальных.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Как научить подростка не обижаться Обида чувство неприятное, подростки, которые остро воспринимают любые чувства, переживают обиду длительно. Обида как заноза...
  2. Психологические особенности старшеклассников Психологические особенности старшеклассников  заключаются в более самостоятельных поступках, взглядах, суждениях. Старшеклассники дистанцируются от родителей, семья...
  3. Поведение подростка Да, поведение подростка порой понять совсем не просто. А все потому, что в сложный период...
  4. Подростковые комплексы Большое влияние на поведение подростков оказывают недостатки внешности, обусловленные половым созреванием. внешность является важной стороной...
  5. Истерики подростка Подросток кричит, закатывает истерики, когда ему или ей перечат?Конечно, вам не хочется, чтобы ребенок был...